Чудные дела творятся на норвежской блэк-металлической сцене. Существовала в девяностые годы группа TULUS, звезд с неба не хватала, хотя и стыдиться ребятам вроде бы было нечего (альбом "MYSTERION" у них был весьма неплох), потом, бац! И на месте TULUS объявился KHOLD, сразу став определенным законодателем мод со своим характерным сухим качевым звуком, который узнается теперь, что называется, с первого предъявления. Но проходит еще несколько лет - и снова из KHOLD вырастает голова TULUS, звук возвращается к родным пенатам 90-х. когда ничего для блэкеров не было милее сырых подвалов и... Впрочем, неизменным было есть и остается стремление музыкантов рисовать своей музыкой картины ужасов и кошмаров, описывать всевозможные воплощения и аватары Зла. А в какой уж там форме - пусть разбираются те, кто их альбомы слушают... и боятся. На мой взгляд, обе ипостаси TULUS по своему интересны и вполне соответствуют имиджу рассказчиков "ужасных историй", особенно на ночь. Еще в дореформенное (до-ХОЛДовское) время TULUS отличались тем, что вписывали в свое, в-общем, вполне традиционное для норвежского блэка звучание различные необычные и, на первый взгляд, не сочетающиеся с ним элементы. Так, на уже упоминавшемся "MYSTERION" пела аж сама Сара Джезебель Дева... Но нынче ребята решили перещеголять всех - струнный и духовой ансамбли, саксофон, женский вокал... И всего по чуть-чуть. Музыканты словно посыпают свою музыку специями, подчеркивая необычными для жанра инструментами самые драматические эпизоды рассказываемой истории. И вот - то неоклассические скрипки заставят вашу спину покрыться мурашками, то труба с тромбонами создадут такую инфернальную картину, что вы начнете нервно ерзать в кресле, то опять же струнные пробегутся по вашим натянутым нервам атональным скрежетом, не говоря уже об органе (или его стилизации) в финале... И все это на фоне шершавого, подчеркнуто сырого блэк-металлического звучания каких-то рваных гитарных риффов. Саунд словно возвращает нас в золотые годы норвежской "черной" сцены... Подчеркнуто минималистичный, он тем не менее, весьма и весьма ясен и четок - словно морозный рисунок на стекле. И на этом рисунке причудливые украшения, о которых было сказано выше, выглядят плотью от его плоти. Отличная работа, слушать которую надо исключительно целиком не только потому, что она представляет из себя концептуальную историю, но и потому, что каждая ее глава-песня раскрывает новую сторону еще неизведанного вами кошмара, и каждая из них достойна того, чтобы быть услышанной.